Вы здесь

Задвижка исправно действовала около сотни лет

Задвижка испарвно действовала около сотни лет

Первый самарский водопровод, построенный 125 лет назад по проекту инжененра Н.П. Зимина, включал: труб 12120 саженей (26179,2 м), задвижек 90, спусковых кранов 15, вантузов 17, пожарных кранов 242. Контракт на строительство всего комплекса водопроводных сооружений и производства труб с арматурой для него был заключен в августе 1885 года с московским обществом «Братья Бромлей и Ко».
 
Этим летом на Городской водонапорной станции (ГВС) была заменена одна из установленных на первом самарском водопроводе задвижек. Диаметр задвижки 10 дюймов (254 мм), явно читается клеймо местного самарского механического завода: «бр Журавлёвы и Ко Самара».
 
С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что задвижка произведена и установлена на ГВС не ранее января 1888 года (когда «Самарский медно-чугунно-литейный завод Бенке и К°» перешел в собственность коммерции советника Павла Михайловича Журавлева [ныне, претерпев ряд изменений и реорганизаций, предприятие называется ЗАО «Средневолжский станкозавод]). Но и никак не позднее 1923 года (когда завод бр. Журавлёвых, объединив с другими национализированными предприятиями, назвали «Самарским Механическим»). Поскольку в период гражданской войны и разрухи производство таких устройств для водопровода было вряд ли возможно, вероятное время установки этой задвижки сужается до 1917 года.
 
Эта находка явно указывает, что самарский водопровод в первые годы своего существования комплектовался не только изделиями общества «Братья Бромлей и Ко», но и устройствами, произведёнными на местных заводах.
 
Нелишним будет подчеркнуть, что задвижка, выпущенная самарским заводом, потребовала замены, исправно проработав около сотни лет (вероятно, больше).