К концу XIX века, более ста лет назад, губернский город Самара, с населением около сотни тысяч человек, был типичнейшим русским провинциальным городом. Частично застроеный кирпичными домами и местами мощёный центр, вокруг кривые, немощёные и очень грязные (или очень пыльные - в соответствуюшее время года) улицы из тесно жмущихся друг к другу деревянных домов и домишек. Почти полное отсутствие зелени и... вездесущая вонь. Местами переходящая в тяжкий смрад.
Отходы жизнедеятельности людей и скота удалялись обычными в то время способами: выгребные ямы надворных уборных (там, где последние имелись) по мере заполнения вычерпывались и вывозились бочками. Причём, делалось это только ночью - после полуночи. Грохот колёс и вонь, немало «добра» расплескивалось при перевозке по ухабистым улицам. Домовладельцы, чтобы сэкономить на мало помогающих гигиене услугах «золотарей», часто избавлялись от нечистот, устраивали незаконные спуски в ливневые водостоки, а где последних не было, во время дождей спускали накопившиеся «продукты жизнедеятельности» в естественные потоки прямо на улицы, распространяя зловоние и загрязняя водоемы. Владельцы бань, фабрик и боен поступали так же. Население попроще привычно выплёскивало помои прямо на улицу. Особо тяжко смердело летом на набережной Волги и вокруг Троицкого рынка. Эти места «украшали» кучи мусора, гниющей рыбы, лужи помоев... В 1898 году особой правительственной комиссией город Самара был признан находящимся в безнадежно антисанитарном состоянии: заболевания заразными болезнями в нем не переводились и часто принимали размеры настоящих эпидемий, обычная смертность населения - больше 40 человек на тысячу.
Вопрос об устройстве канализации в Самаре обсуждался в Городской Думе ещё в сентябре 1895 года. Однако в процессе длительного обсуждения и составления приблизительных проектов выяснилось, что сооружение мало-мальски действенной канализацонной системы будет стоить много десятков тысяч рублей... Денег в городской казне не было. Не было и канализации. Зато в 1899 году создали канализационную комиссию для всесторонней разработки этого вопроса. Комиссия подсчитала, что на каждого жителя Самары приходилось в среднем около 300 пудов (около полутонны) помоев и человеческих экскрементов, из них удалялась только 1/11 часть нечистот, и доказала, что городу необходимо нужна раздельная сплавная канализация. Проведенные исследования позволили в 1900 году ходатайствовать перед правительством о разрешении городу Самаре спуска канализационных вод в реку Волгу при слиянии ее с рекой Самарой. Но... денег в городской казне от этого не прибывилось. Возможность сооружения канализации городская дума рассматривала долго: в 1895, в 1898, 1903 годах.
Городу помог владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано. В 1906 году он предложил думе 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, и проект этот был заказан немецкому инженеру из Франкфурта на Майне В. Г. Линдлею. В начале июля 1907 года, после того как были собраны все данные и приготовлены планы и промеры, автор проекта провел в Самаре две недели, изучая местные условия. Весной 1908 года он представил проект, в апреле этого же года закончилось печатание пояснительной записки на русском языке, а в конце года - правил устройства домовых стоков. Канализация, по проекту Линдлея, должна была состоять из замкнутой системы водоводов и канав, отводящей сточные воды со всей центральной части города - до ул. Полевой включительно - в два главных коллектора, проходящих по Волжскому и Самарскому склонам. Стоки предусматривалось сбрасывать в месте слияния коллекторов на косе неподалёку от впадения реки Самары в Волгу.25 февраля 1909 года Дума приняла этот проект в полном объеме и постановила представить его на утверждение правительству. Ввиду значительных средств на его осуществление тот же Вакано предложил Думе устроить канализацию на пробном участке, обещая предоставить городу на это 25 тысяч рублей безвозмездно и 15 тысяч рублей в виде беспроцентной ссуды при условии погашения ее из первых доходов с этой частичной канализации. Дума приняла это предложение, а губернатор утвердил проект частичной канализации г. Самары с условием, чтобы временная очистительная станция была устроена не на углу Панской (ныне ул. Ленинградская) и Набережной улиц, а против Заводской (ныне ул. Венцека), где будет выпуск воды. В случае, если окажется, что канализационная вода загрязняет воду Волги, вредя флоре и фауне реки, Дума немедленно обязана приступить к принятию решения по более совершенной очистке спускаемых вод. Труба, выпускающая канализационные воды в реку Волгу, должна находиться в сфере текущих струй реки.
Сто лет назад, выкладка стен и сводов канализационного коллектора в середине 1909 года строительные пробной канализационной линии началось. Общее руководство ими осуществлял Линдлей, он же назначил производителем работ в Самаре инженера путей сообщения Р. Л. Утгофа. Керамические канализационные трубы частью выписаны были из Мюнстерберга, частью получены с завода «Новь» в Боровичах, чугунные изделия изготовлены в Самаре на заводах бр. Журавлевых и наследников Лебедева. Гудрон для заливки стыков труб получили из Баку с завода «Кианда» С.Шифрина. Были изучены лучшие из глиняных залежей окрестностей Самары, а образцы четырех глин исследованы в лаборатории профессора Краммера в Берлине, где производились и пробные обжиги. Для строительства заводу М. М. Шигаева (был в Засамарской слободе) заказали 70 тысяч штук водостойкого лекального кирпича особого размера из жирной глины среднего слоя залегания. Остальные материалы также получались в Самаре.
Работы двигались медленно и с затруднениями, к числу последних нужно отнести неопытность рабочих и отсутствие достаточного числа опытных десятников. Чех не мог уследить за всеми и внушить рабочим достаточную осторожность при работе в глубокой выемке при очень легкоподвижном песке. К концу сентября была проведена канализация по Дворянской улице (ныне ул. Куйбышева) между улицей Предтеченской (ныне ул. Некрасовская) и Алексеевcкой площадью (ныне пл. Революции) и по Панской между Дворянской и Преображенской (ныне ул. Водников) улицами. От угла Панской и Преображенской улиц канализационная труба, имевшая временный характер, шла по Преображенской до середины квартала 43, откуда переходила на набережную реки Волги и шла по ней почти до Воскресенской улицы (ныне ул. Пионерская), где поворачивала к временной очистительной станции. От станции в реку Волгу был проложен временный спуск, не входивший в окончательный проект канализации города. К октябрю 1909 года пробный участок канализации, длиной четыре версты (около 4,2 км) был построен. А.Ф. Вакано принял весь расход по сооружению этого участка городской канализации на свой счет безвозвратно с условием, «чтобы все доходы, какие будут получаться от этого участка через эксплуатацию его, шли непременно исключительно на расширение канализации до тех пор, пока вся площадь города не будет канализирована… и чтобы Городское Управление за подключение к канализации взимало бы не менее 75% той суммы, которую домовладелец потратил бы на вывоз нечистот с его участка Действующий участок волжского коллектора.».
В марте 1911 при самарской городской управе был учреждён канализационный отдел, с этого акта началась официальная история самарской городской канализации. А на следующий год началось строительство основной канализационной сети Самары, не прекращавшееся даже в годы Первой Мировой войны. К 1918 году в Самаре было построено 35,4 километра канализационной сети. Линии канализации прошли по улицам Николаевской (Чапаевской), Саратовской (Фрунзе), Дворянской (Куйбышевской), Панской (Ленинградской), Преображенской (Водников), Заводской (Венцека), Воскресенской (Пионерской). Волжский и Самарский коллекторы строились из кирпича, с глубиной залегания до 18 - 22 метров, и представляли собой подземные ходы шириной до метра и высотой около 1,75 метра. Некоторые участки этих коллекторов служат до сих пор. Строительство самарской канализации велось вплоть до 1918 года. Ввод в действие городской канализационной сети заметно улучшило санитарное состояние Самары. Потом стало не до того…
Дальнейшее развитие городская канализационная сеть получила уже после Великой Отечественной войны, когда население города по сравнению с началом века, возросло в разы. В конце 60-х годов в Куйбышеве (Так Самара называлась с 1934 по 1990 годы) было начато строительство крупнейшего в стране канализационного комплекса. В 1974 году вступили в строй очистные сооружения механической очистки мощностью до 600 тыс. кубометров сточных вод в сутки, а в 1976 году - сооружения биологической очистки с аэротэнками. В 1997 году МП «Самараводоканал» одним из первых в стране задействовал на очистных сооружениях цех по обезвоживанию осадка с фильтро-прессами, что позволило снизить объём обработанного осадка в 7-8 раз и значительно уменьшить площади иловых полей, высвободив земли. Ныне городская канализационная сеть Самары достигает длины более, чем 1200 км, а очистные сооружения принимают и обрабатывают практически все бытовые и промышленные сточные воды города и рассчитаны на один миллион кубометров в сутки.
Уже сто лет с фактического ввода в действие первой канализационной линии - самарская канализационная система делает город пригодным для жизни людей.